Форум » Все о ракетах, ЖРД и иных двигателях » Люминал А » Ответить

Люминал А

Серж: ОЧень перспективное топливо (перенесено с НК) Книга "НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ" по разделам в pdfhttp://narod.ru/disk/14782145000/1-1949-1955.pdf - 96 Мб,http://narod.ru/disk/14783130000/2-1955-1965.pdf.html - 63 Мб,http://narod.ru/disk/14783266000/3-1966-1974.pdf.html - 69 Мб,http://narod.ru/disk/14782673000/4-1975-1991.pdf.html - 188 Мб,http://narod.ru/disk/14782991000/5-1992-1999.pdf.html - 223 Мб,http://narod.ru/disk/14782994000/6-niiokr-history.pdf.html - 0,3 Мб, постранично в формате jpg - http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/57933/ Издана к 50-летию НИИХИММАШ (1999г.) Наряду с прочим нашёл такую интересную информацию: _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:00 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Нифигасе! Интересно, какой был УИ? А если окислителем сделать кислород? А ещё интересно - зачем улавливать твёрдую фазу? _________________ Старый Ламер Вернуться к началу V.V. Зарегистрирован: 01.05.2009 Сообщения: 2429 Откуда: М.О. Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:04 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/221/32.shtml Цитата: 3. Организация работ с новым ракетным топливом «Люминал-А», освоение которого могло существенно изменить тактико-технические данные БРПЛ. Так что, похоже, тема была не "кислородной". Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25442 Откуда: Одесса Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:04 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25442 Откуда: Одесса Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:09 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): Нифигасе! Интересно, какой был УИ? А если окислителем сделать кислород? А ещё интересно - зачем улавливать твёрдую фазу? А что ж её в атмосферу сбрасывать что ли? _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Дмитрий В. Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 17788 Откуда: Тольятти Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:17 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Интересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было? _________________ Lingua latina non penis canina Вернуться к началу октоген Зарегистрирован: 29.10.2005 Сообщения: 973 Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:26 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Каков УИ еще интереснее... Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:26 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): А что ж её в атмосферу сбрасывать что ли? Окись алюминия - чего такого? Сбрасывают же в РДТТ. _________________ Старый Ламер Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:27 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Дмитрий В. писал(а): Интересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было? Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой. _________________ Старый Ламер Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25442 Откуда: Одесса Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:34 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): Salo писал(а): А что ж её в атмосферу сбрасывать что ли? Окись алюминия - чего такого? Сбрасывают же в РДТТ. Возле Сергиева посада? _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Дмитрий В. Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 17788 Откуда: Тольятти Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 20:52 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): Дмитрий В. писал(а): Интересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было? Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой. Это на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать? На БРПЛ? _________________ Lingua latina non penis canina Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:35 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Дмитрий В. писал(а): Это на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать? Дык на ракету никто и не ставил... А как защищают сопло в РДТТ? _________________ Старый Ламер Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:38 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): Возле Сергиева посада? А чего такого то? Это ж не яд какой. Грунт из этого состоит. _________________ Старый Ламер Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25442 Откуда: Одесса Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:45 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:49 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Я в книге "Конструкторское бюро им. академика Макеева" читал, что двигатели на похожем топливе планировалось применять на перспективной БРПЛ. Ещё гадал - до какой стадии долши разработки, если топливо рассматривалось всерьёз?

Ответов - 4

Серж: Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:53 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Дмитрий В. писал(а): Старый писал(а): Дмитрий В. писал(а): Интересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было? Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой. Это на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать? На БРПЛ? Ну дык азоткой. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу ааа Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 3818 Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 21:59 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Интересно, слово "люминал" это производное от "люминь"? _________________ "One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong "Let my people go!" ©L.Armstrong Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 22:59 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- А могли назвать и Галоперидол. От слова "Галактика". _________________ Старый Ламер Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Сб Ноя 07, 2009 00:10 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): А могли назвать и Галоперидол. От слова "Галактика". Ну да. Сразу на ум приходит фенобарбитал Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Сб Ноя 07, 2009 13:02 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Стр.292-293: _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Последний раз редактировалось: Salo ( Сб Ноя 07, 2009 15:00), всего редактировалось 1 раз Вернуться к началу Бродяга Забанен Зарегистрирован: 02.12.2003 Сообщения: 17211 Откуда: Земля, Россия, Московская обл., г. Королёв Добавлено: Сб Ноя 07, 2009 13:08 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Так оно же оседать должно... Вроде... _________________ "В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;" Вернуться к началу октоген Зарегистрирован: 29.10.2005 Сообщения: 973 Добавлено: Сб Ноя 07, 2009 16:19 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Алюминий немагнитен. Так что якорь магнитной мешалки в баке и магниты вокруг ракеты вопрос решили бы. Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 06:40 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): Стр.292-293: Т. е., видимо, прорабывалось два варианта ракеты - Р-29РМ на "традиционных" компонентах и Р-29РМ2 на люминале? Также, как в своё время Р-9А и Р-9Б... Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 07:01 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Нашёл информацию про правила транспортировки по железной дороге люминала-А (видимо, готовились перевозить в крупном масштабе): Цитата: Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам ... 2.2. Специальные условия перевозки опасных грузов Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости 2.2.15. Люминал А, гептил, продукт Т-185, диран А, а также порожняя тара из-под грузов допускаются к перевозке только в специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя). Вагоны для перевозки этих грузов как в груженом, так и порожнем состоянии должны следовать в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя). Указанные грузы перевозятся в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя). http://sklad-zakonov.narod.ru/transp/ppog_gd1.htm А вот что это за зверь - "диран А"? Ещё какое-то экзотическое топливо? Цитата: Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам Аварийная карточка N 611 Основные свойства и виды опасности Жидкости. Бесцветные, кроме люминала А - серого цвета вязкой жидкости. Характерный запах. Умеренно кипящие. Растворимы в воде. Малолетучи. На воздухе дымят. Пары тяжелее воздуха; скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Коррозионны для большинства металлов. Загрязняют водоемы Горючи. Легко воспламеняются от искр и пламени. Могут самовоспламеняться при нагревании в присутствии окислителей. Емкости могут взрываться при нагревании. Возможно воспламенение после тушения. В порожних емкостях из остатков при нагревании могут образовываться взрывоопасные смеси. Горят с образованием токсичных газов Возможен смертельный исход! Опасны при: I - вдыхании, III - попадании на кожу, IV - попадании в глаза. I - учащенное дыхание, тошнота, рвота, кашель, боль за грудиной, по ходу желудочно-кишечного тракта; III - жжение, краснота; IV - спазм век, слезотечение. Действуют через неповрежденную кожу. Химический ожог. При горении и взрыве возможны ожоги и травмы http://www.uralexpert.com/normativedoc_files/5812722007.doc Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 07:19 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Цитата: Исследования последних лет в ряде организаций показали, что значительное повышение энергетических характеристик энергоустановок можно получить путем перехода к жидким уг- леводородным горючим с добавками металла в виде тонкодисперсного порошка. Такое горю- чее было разработано в институте прикладной химии и представляет собой тиксотропную сус- пензию алюминия в гидразине. Для поддержания частиц алюминия, размеры которых достига- ют 20–40 мкм во взвешенном состоянии при хранении в баке и при подаче топлива в энергоус- тановку, вводятся специальные добавки, которые придают ему явно выраженные свойства неньютоновской жидкости. По своим физическим свойствам такие компоненты существенно отличаются от обычных. Наиболее вероятными металлами, которые могут быть использованы в качестве добавок, являются бериллий, литий, бром, алюминий, магний. Наилучшие энергетические характери- стики дают добавки бериллия, однако продукты сгорания топлива на его основе весьма токсич- ны. Алюминий несколько уступает в энергетическом отношении бериллию, но позволяет полу- чать наибольшую, по сравнению с другими металлами, плотность топлива. Кроме того, из всех перечисленных металлов алюминий является самым доступным и дешевым. http://www.sibsau.ru/science/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=228&Itemid=94 Вернуться к началу D.Vinitski Предупреждений: 1 Зарегистрирован: 16.05.2004 Сообщения: 22580 Откуда: Praha Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 09:02 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Ну и ну? Я как заголовок увидел, подумал - что за чертовщина? Ракета на фенобарбитале _________________ Все - на Марс! Вернуться к началу ааа Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 3818 Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 12:57 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- C-300 писал(а): Для поддержания частиц алюминия, размеры которых достига- ют 20–40 мкм во взвешенном состоянии при хранении в баке и при подаче топлива в энергоус- тановку, вводятся специальные добавки, которые придают ему явно выраженные свойства неньютоновской жидкости. Интересно, что это значит на человеческом языке? Мне приходилось иметь дело с суспензиями очень тонкого металлического порошка в масле - в масле, весьма вязкой жидкости. При этом в процессе, длящемся единицы часов, необходимо принудительное перемешивание, иначе металл выпадет в осадок. Что же у них там, желе было? _________________ "One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong "Let my people go!" ©L.Armstrong Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 13:42 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- ааа писал(а): Интересно, что это значит на человеческом языке? Мне приходилось иметь дело с суспензиями очень тонкого металлического порошка в масле - в масле, весьма вязкой жидкости. При этом в процессе, длящемся единицы часов, необходимо принудительное перемешивание, иначе металл выпадет в осадок. Что же у них там, желе было? В приведённой выше ссылке говорится о люминале как о "вязкой жидкости" В книге "ГРЦ Макеева" люминал-А назван тиксотропной суспензией. Здесь:http://enc.lib.rus.ec/bse/008/095/314.htm тиксотропные суспензии называны именно "желе": Цитата: По агрегатному состоянию топлива ХРД подразделяют на жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), твердотопливные ракетные двигатели (РДТТ), РД на гибридном (комбинированном) топливе (РДГТ), желеобразном (тиксотропном), псевдосжиженном и газообразном (парогазовом) топливе. Вопрос только в оом, насколько можно доверять этим словам? Вернуться к началу Saul Зарегистрирован: 14.03.2008 Сообщения: 548 Откуда: dp.ua Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 14:30 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- D. Vinski нервный. Попробуй пиво с фенолфталеином. _________________ Личн. изобр. ректификация и др.http://inventions.at.ua/publ/ Вернуться к началу Bell Зарегистрирован: 28.12.2003 Сообщения: 17801 Откуда: Саратов Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 14:34 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Дало даже не в вязкости, а в том, что она у неньютоновских жидкостей находится в степенной зависимости от скорости воздействия. При этом с увеличением скорости вязкость может как повышаться, так и понижаться. Так вот, неприятный нюанс в том, что у суспензий твердых веществ в жидкостях вязкость как раз увеличивается Короче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься _________________

Серж: C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 16:09 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Bell писал(а): Дало даже не в вязкости, а в том, что она у неньютоновских жидкостей находится в степенной зависимости от скорости воздействия. При этом с увеличением скорости вязкость может как повышаться, так и понижаться. Так вот, неприятный нюанс в том, что у суспензий твердых веществ в жидкостях вязкость как раз увеличивается Короче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься При охлаждении вязкость увеличивается. М. б., нужно охлаждать ракету в ТПК? Вернуться к началу Saul Зарегистрирован: 14.03.2008 Сообщения: 548 Откуда: dp.ua Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 16:38 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Не в тему, просто инфа. Есть жидкости (силиконовые), у которых вязкозть от температуры практически не меняется. Космогидравлики полиметилсилоксаны (ПМС) знают. _________________ Личн. изобр. ректификация и др.http://inventions.at.ua/publ/ Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 22:03 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- C-300 писал(а): Цитата: свойства неньютоновской жидкости. Интересно, что бы это значило? А что такое "ньютоновская жидкость"? _________________ Старый Ламер Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 23:03 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00053/84500.htm Цитата: Ньютоновская жидкость, вязкая жидкость, жидкость, подчиняющаяся при своём течении закону вязкого трения Ньютона. Для прямолинейного ламинарного (слоистого) течения этот закон устанавливает наличие линейной зависимости (прямой пропорциональности) между касательным напряжением t в плоскостях соприкосновения слоев жидкости и производной от скорости течения u по направлению нормали n к этим плоскостям, т. е. , где h — динамический коэффициент вязкости. В общем случае пространственного течения для Н. ж. имеет место линейная зависимость между тензорами напряжений и скоростей деформаций. Свойствами Н. ж. обладают большинство жидкостей (вода, смазочное масло и др.) и все газы. Течение Н. ж. изучается в гидроаэромеханике. Жидкости, для которых указанные выше зависимости не являются линейными [например, при прямолинейном течении , где k ¹ 1], называются неньютоновскими. К ним относится ряд суспензий и растворов полимеров. Такие течения изучает реология. С. М. Тарг. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу NikNikson Зарегистрирован: 08.11.2009 Сообщения: 4 Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 23:06 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): C-300 писал(а): Цитата: свойства неньютоновской жидкости. Интересно, что бы это значило? А что такое "ньютоновская жидкость"? Ньютоновская жидкость, (вязкая жидкость) жидкость, подчиняющаяся при своем течении закону вязкого трения Ньютона. http://www.oval.ru/enc/48766.html Вернуться к началу Старый Предупреждений: -4 Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 59998 Откуда: Подмосковье Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 00:12 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Спасиба, джентльмены. Так чего, получается что этот люминал - желе? Были в открытой печати упоминания о желеобразном топливе которое при определённых словиях ожижается. Например под действием перепада давления. _________________ Старый Ламер Вернуться к началу NikNikson Зарегистрирован: 08.11.2009 Сообщения: 4 Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 00:31 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Старый писал(а): Спасиба, джентльмены. Так чего, получается что этот люминал - желе? Были в открытой печати упоминания о желеобразном топливе которое при определённых словиях ожижается. Например под действием перепада давления. Думаю что да. Скорее всего, ближе к желе (пасте) или очень очень вязкой жидкости (или и то и другое сразу ), что бы не расслаивалось при хранении. А разжижаться будет при действии напряжения сдвига, например вибрации или перемешивания. Кстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно. Вернуться к началу Бродяга Забанен Зарегистрирован: 02.12.2003 Сообщения: 17211 Откуда: Земля, Россия, Московская обл., г. Королёв Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 00:47 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Так оно оседать-то будет или нет? Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. _________________ "В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;" Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 01:04 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- [quote="NikNikson"]Старый писал(а): Кстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно. Это реопексные жидкости. Но наше топливо - тиксотропное, его вязкость со временем уменьшается. Вернуться к началу NikNikson Зарегистрирован: 08.11.2009 Сообщения: 4 Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 01:51 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Бродяга писал(а): Так оно оседать-то будет или нет? Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. Не должно Понятно, что есть определенный срок годности, да и реагировать может потихоньку (особенно если есть следы воды). Вернуться к началу NikNikson Зарегистрирован: 08.11.2009 Сообщения: 4 Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 01:56 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- [quote="C-300"]NikNikson писал(а): Старый писал(а): Кстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно. Это реопексные жидкости. Но наше топливо - тиксотропное, его вязкость со временем уменьшается. Это конечно На сколько понимаю при продолжительном воздействии вязкость стремиться к предельному значению. Только не знаю характеристического времени этого процесса, вроде должно достаточно быстро. Вернуться к началу Бродяга Забанен Зарегистрирован: 02.12.2003 Сообщения: 17211 Откуда: Земля, Россия, Московская обл., г. Королёв Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 02:36 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- NikNikson писал(а): Бродяга писал(а): Так оно оседать-то будет или нет? Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. Не должно Понятно, что есть определенный срок годности, да и реагировать может потихоньку (особенно если есть следы воды). Нет, если ракету заправлять перед стартом, то "ничего ещё". Но если она стоит заправленная, представьте себе, "всё это" оседает вниз, откуда идёт забор топлива. _________________ "В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;" Вернуться к началу zyxman Зарегистрирован: 04.11.2005 Сообщения: 4922 Откуда: Украина, Киев Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 03:37 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Bell писал(а): Короче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься А если насос поршневой? _________________ "Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам". -- Удача - подготовленный успех! Вернуться к началу Bell Зарегистрирован: 28.12.2003 Сообщения: 17801 Откуда: Саратов Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 10:23 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Я думаю, что с поршневым насосом будет только хуже, поскольку там переменное давление и большая скорость воздействия. В тырнете есть ролики, где народ чумится с неньютоновской жидкостью в виде крахмального клейстера. Медленно опускают палец - как в воду, а быстро ударяют кулаком - прогибается как резина. Бегают там по большой ванне с этой хренью. Я же говорил - это характерно как раз для суспензий, к коим и относится смесь мелкодисперсного алюминия в гидразине. Вообще физика дисперсных систем - штука удивительная. Все очень сильно зависит от размера частиц взвеси и свойств добавок. В принципе наверно можно подобрать такие соотношения, чтоб получить систему со снижающейся вязкостью, но это вопрос эксперимента. В Википедии есть небольшая, но вполне информативная статья про неньютоновскую жидкость. В данном случае необходим так называемый псевпопластик, к которого при градиенте скорости степень меньше единицы, а следовательно вязкость с увеличением скорости снижается. _________________

Серж: C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 14:19 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Кто знает, какова массовая доля алюминия в гидразине? Зная эту долю, можно, наверное, расчитать и плотность топлива по известным плотностям алюминия и гидразина. Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Сб Ноя 14, 2009 22:21 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Я слышал тут на форуме, что есть калькулятор Propep, который может посчитать скорость истечения по заданным компонентам топлива и параметрам двигателя (соотношение компонентов, степень расширения и. п.). Можно ли расчитать для топлива азотная кислота-люминал и азотный тераоксил-люминал удельный импульс? Вернуться к началу москвич Зарегистрирован: 15.11.2009 Сообщения: 2 Откуда: Москва Добавлено: Вс Ноя 15, 2009 19:21 Заголовок сообщения: Люминал-А -------------------------------------------------------------------------------- Приветствую участников форума.Читаю Ваш форум давно, но молча.После окончания МВТУ(в 85-ом) работал в НИИ ТП .Занимался сопровождением испытаний двигателя КБ ХМ на люминале.Это действительно желе,но при приложении напряжения сдвига - ведет себя как вязкая жидкость.Алюминий не оседал.Такая серая масса с блестящими вкраплениями. _________________ Всё впереди.... Вернуться к началу Имxотеп Зарегистрирован: 29.09.2005 Сообщения: 1004 Добавлено: Вс Ноя 15, 2009 19:33 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- C-300 писал(а): Я слышал тут на форуме, что есть калькулятор Propep, который может посчитать скорость истечения по заданным компонентам топлива и параметрам двигателя (соотношение компонентов, степень расширения и. п.). Можно ли расчитать для топлива азотная кислота-люминал и азотный тераоксил-люминал удельный импульс? Рекомендую скачать GDL Propep, у него человеческий интерфейс, не требующий усилий головного мозга. Нужно только помнить, что 1 атм = 14.7 psi Про УИ. Не знаю что такое люминал, но если взять смесь гидразин-Al-азотный тетроксид, то при давлении в камере ~150 атм предельный пустотный УИ составит 375 с, а наземный УИ будет ~315 с (соотношение гидразин-Al-АТ ~ 45-20-35%). Причем это собственно на гидразине, на НДМГ результаты будут хуже - 355 и 305 с соответственно. Для сравнения: РД-253 возле земли имеет УИ ~285 с. _________________ Тематический каталог НК Вернуться к началу ааа Зарегистрирован: 24.11.2003 Сообщения: 3818 Добавлено: Вс Ноя 15, 2009 19:52 Заголовок сообщения: Re: Люминал-А -------------------------------------------------------------------------------- москвич писал(а): Занимался сопровождением испытаний двигателя КБ ХМ на люминале. А скажите пожалуйста, являлась ли проблемой повышенная абразивность такого топлива? _________________ "One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong "Let my people go!" ©L.Armstrong Вернуться к началу москвич Зарегистрирован: 15.11.2009 Сообщения: 2 Откуда: Москва Добавлено: Вс Ноя 15, 2009 20:13 Заголовок сообщения: Люминал-А -------------------------------------------------------------------------------- При содержании Ал более 10 процентов прогары критики были не редкостью. _________________ Всё впереди.... Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вт Ноя 17, 2009 22:20 Заголовок сообщения: Re: Люминал-А -------------------------------------------------------------------------------- москвич писал(а): При содержании Ал более 10 процентов прогары критики были не редкостью. Значит, частицы алюминия вели себя как абразив... А что же с форсунками? Цитата: если взять смесь гидразин-Al-азотный тетроксид, то при давлении в камере ~150 атм предельный пустотный УИ составит 375 с, а наземный УИ будет ~315 с (соотношение гидразин-Al-АТ ~ 45-20-35%). Ммммм, как вкусно! Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Чт Янв 20, 2011 18:05 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- В 60-х этой темой занимался и Глушко: ДОКЛАД НА ТЕХНИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ В КБЭМ ПО НОВЫМ ВЫСОКОКИПЯЩИМ ТОПЛИВAM 17 ИЮНЯ 1969 ГОДА.Цитата: Исследование КБЭМ целесообразности использования суспензий алюминия в гидразине или в растворе НДМГ в гидразине как с AT так и с ПФХ, так же привело к отрицательным результатам. Основная причина — трудности газогенерации для привода турбины двигателя. Создание восстановительного газогенератора исключается, вследствие высокого содержания в горючем алюминия. При работе окислительного газогенератора, расплавленный, частично окислительный алюминий, содержащийся в рабочем теле в количестве 4-5% по весу, представляет опасность для проточной части турбины и для форсунок камеры сгорания, так как будет вызывать эрозию и накапливаться в течение работы двигателя. Если бы эрозия проточной части и засорение даже не имели место, пониженное относительное содержание окислителя в топливе с суспензией (в полтора-два раза) не позволяет обеспечить те же значения давления подачи и в камере сгорания, что при эталонном топливе (АТ+НДМГ), т.е. неизбежно снижение удельного импульса. Таким образом, если бы даже удалось преодолеть трудности, связанные с подачей суспензии алюминия в двигатель (вязкость примерно в 100 раз больше, чем у воды), засорением тракта горючего алюминием, охлаждения камеры и газогенератора суспензией, налипанием суспензии на стенки баков, удалось преодолеть и трудности газогенерации, эрозию и засорение проточной части турбины и форсунок окислителя, например, используя третий компонент для питания окислительного ГГ — горючее без металла, мы не достигли бы выигрыша в удельном импульсе. Лишь увеличение плотности топлива явилось бы наградой за усложнение двигателя и существенное снижение его надежности. Использование в качестве горючего монометилгидразина (ММГ) вместо раствора НДМГ в гидразине облегчило бы эксплуатацию, т.к. температура замерзания ММГ -52,4°С. Во всех остальных отношениях проблемы остаются те же. Однако еще предстоит проверить взрывобезопасность ММГ при работе в условиях кавитации. Изложенное позволяет сделать следующее заключение: 1. Гидразин и некоторые горючие на его основе, как-то: гидразин-50, суспензии металлов, металлоидов и гидридов в гидразине, обладают склонностью к локальным взрывам в трактах горючего в условиях эксплуатации в ЖРД. Чем больше тяга двигателя, тем больше проявляется склонность этих горючих к взрывчатому разложению. 2. Для воспроизведения взрывчатого разложения гидразина и горючих на его основе под воздействием внешних импульсов в лабораторных условиях, необходимо обеспечить содержание в жидком горючем его паровых пузырьков и пузырьков других газов. 3. Желательно проведение специализированными организациями (напр., ИХФ АН СССР, ГИПХ МХП) лабораторного исследования стойкости против взрыва гидразина и горючих на его основе, указанных в пункте 1, по методике, учитывающей рекомендацию пункта 2. 4. Желательно заключение компетентных организаций (ИХФ АН СССР, ГИПХ МХП) о возможности исключения взрывов газообразного гидразина и горючих на его основе в условиях эксплуатации без снижения эффективности этих горючих, например, введением газообразного аммиака и другими средствами. 5. Следует констатировать нецелесообразность использования в качестве горючего суспензии алюминия в гидразине или в растворе НДМГ в гидразине, поскольку использование такого горючего не приводит к увеличению удельного импульса. Получаемое увеличение плотности топлива не может оправдать неизбежное при этом снижение надежности двигателя. Создание ЖРД, работающего на суспензии алюминия, сопряжено с преодолением таких трудностей, что возможность создания работоспособного двигателя на этом горючем является весьма проблематичной. 6. Использование пентафторида хлора с эксплуатационно пригодными известными высококипящими горючими не позволяет достичь удельного импульса, заметно большего, чем у эталонного топлива (АТ+НДМГ). Академик В.П.ГЛУШКО Арх.№ 2938 (47-55) _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Чт Янв 20, 2011 18:12 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- 29.11.1969г. МИНИСТРУ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ тов. АФАНАСЬЕВУ С.А.Цитата: В течение ряда лет институты АН СССР, отраслевые институты и конструкторские бюро ведут разработку жидких топлив для ампулизированных ракет, более эффективных, чем ныне широко применяемое (АТ+НДМГ). Работа проводится по плану Научного совета при Президиуме АН СССР по проблеме ЖРТ. Ракетные войска и ВМФ проявляют большой интерес к этим работам, способствуя их постановке и развитию. Сложность проблемы до последнего времени не позволяла дать конкретные рекомендации по новым топливам. В письме Главкома Ракетных Войск маршала Советского Союза Крылова Н.И. от 24.6.1967г. адресованном АН СССР, MOM, МХП, справедливо указывалось: "Это привело к тому, что в настоящее время опытно-конструкторские работы по проектированию и созданию новых ракет стратегического назначения не предусматривают использование перспективных высокоэффективных ракетных топлив, позволяющих существенно уменьшить габариты и весовые характеристики ракет". В 1969 г. положение существенно изменилось, так как в итоге большой проделанной работы оказалось возможным фиксировать внимание на двух топливных комбинациях: 1. Окислитель — пентафторид хлора (ПФХ), горючее — 25% раствор аммиака в гидразине (АГ). Это долгохранимое химически стабильное жидкое двухкомпонентное топливо позволяет увеличить удельный импульс на 12-17 сек по сравнению со штатным топливом (АТ+НДМГ) и обладает существенно большей плотностью (1,38 вместо 1,18 ). При том же габарите стратегической ракеты новое топливо позволяет увеличить вес полезного груза примерно в полтора раза. ПФХ впервые синтезирован в США для ЖРД. Топливная пара ПФХ+АГ предложена КБЭМ. Введение аммиака в гидразин решило три задачи: снизило температуру восстановительного газа в газогенераторе до величины, делающей реальным создание двигателя на этом топливе, исключило взрывное разложение гидразина в условиях крупномасштабной эксплуатации и снизило температуру его замерзания с +1,5°С до -22°С. Недостатком этого топлива является низкая температура кипения под атмосферным давлением, что требует хранения его в ампулизированных баках под давлением до 4 ата. ПФХ более безопасен в эксплуатации, чем фтор, и температура продуктов горения в нем ниже. Методы получения этого топлива разработаны в ГИПХ. По данным ГИПХ производство окислителя может быть организованно на базе существующего Пермского фторного завода, а горючего — на базе существующих заводов НДМГ с относительно небольшими капиталовложениями. Проработка в КБЭМ показала, что после проведения необходимых экспериментальных работ, уточняющих характеристики этого топлива, может быть создан двигатель с указанными выше характеристиками. 2. Окислитель — AT, горючее — суспензия алюминия в гидразине. Установлено, что не может быть создан работоспособный двигатель на этом двухкомпонентном топливе, поэтому НИИТП предложил использовать, помимо этих двух компонентов, еще третий (НДМГ) для питания газогенератора двигателя. Прирост удельного импульса, по сравнению со штатным топливом (АТ+НДМГ) ожидается в несколько единиц при одинаковых температурах в газогенераторе, а плотность топлива может достигать значительной величины (1,3). Однако действительная эффективность этого топлива будет меньше рассчитанной только по этим показателям, т.к. применение трехкомпонентного топлива увеличит в полтора раза количество баков на ракете и комплектов автоматики баков и двигателя, что повлечет увеличение веса конструкции, а также снизит ее надежность. Кроме того, остатки вязкой суспензии на стенках баков, особенно при низких температурах эксплуатации, также ухудшают весовые характеристики ракеты. Не решен вопрос о взрывобезопасности гидразиновой суспензии в условиях крупномасштабной эксплуатации и ряд других вопросов, связанных с использованием суспензии. Научный совет по проблеме ЖРТ рассмотрел эти топлива и решением №33-69 от 20 октября 1969 г. признал перспективным топливо ПФХ+АГ и необходимым выполнение КБЭМ в 1970 г. аванпроекта варианта двигателя на этом топливе для комплекса Д9М, разрабатываемого по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам, используя результаты дополнительных экспериментальных работ в НИИ и КБ в 1970 г. по изучению свойств компонентов этого топлива. По результатам работы в конце 1970 г. можно будет принять окончательное решение о внедрении нового топлива в ракетную технику. Этим же решением Научного совета по ЖРТ использование топлива АТ+суспензия алюминия в гидразине в настоящее время не рекомендуется, но признано целесообразным завершить ведущиеся научно-исследовательские работы по этому топливу. 25 ноября с.г. Совет главных конструкторов ракетных двигателей MOM рассмотрел эти вопросы и принял решение о выполнении в 1970 г. научно-исследовательских работ по обоим топливам с выполнением аванпроекта двигателей для Д9М на ПФХ+АГ в КБЭМ и на АТ+суспензия алюминия в гидразине в КБЭМ с последующим окончательным решением. Конференция в НИИ-4 МО по перспективам развития ЖРД, проходившая 26-28 ноября с.г., поддержала это решение. В настоящее время подготавливается проект решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о проведении этих работ. Прошу Вашей поддержки. Председатель научного совета по проблеме «Жидкое ракетное топливо», академик ГЛУШКО Арх.№2583 (174-177) _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Последний раз редактировалось: Salo ( Вт Янв 25, 2011 11:06), всего редактировалось 1 раз Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Чт Янв 20, 2011 18:39 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- 21.08.1972г. ГЛАВНОМУ КОНСТРУКТОРУ КБ «ЮЖНОЕ» тов. УТКИНУ В.Ф.Цитата: По вопросу: Об эффективности использования на II ступени модификаций 15А15 ЖРД на топливе ВПВ+пентаборан. В связи с тем, что возможности повышения эффективности боевых ракет при сохранении их объема и при использовании штатных компонентов топлива (АТ+НДМГ) ограничены, весьма актуальным является поиск высокоэффективных компонентов топлива. При условии преемственности конструктивных и производственно-технологических решений по ракете и стартовому комплексу летно-технические характеристики боевых ракет, в частности модификаций ракеты 15А15, могут быть существенно улучшены за счет применения на верхней ступени двигателей, использующих высокоэффективные топлива. На основании работ КБЭМ и ряда научно-исследовательских институтов по поиску эффективных высококипящих топлив с учетом летно-технических и эксплуатационных показателей можно сделать вывод, что наиболее перспективным является топливо, состоящее из высококонцентрированной перекиси водорода (с концентрацией 98%) и смеси пентаборана с углеводородным горючим типа РГ-1 или Т-1. Как уже сообщалось Вам (наш исх. от 30.12.70г.) реальность создания двигателя на топливе ВПВ-96+пентаборан-1 (пентаборан-1 — смесь 94% (по весу) пентаборана с 6% углеводородного горючего типа Т-1) (ПБ-1) подкрепляется многолетними опытными работами ГНИИХТЭОС и КБЭМ. Проведено на стенде ГНИИХТЭОС более 400 испытаний модельных камер сгорания конструкции КБЭМ и 20 испытаний экспериментального двигателя тягой 10 тонн в Приморском филиале КБЭМ. Результаты проведенных испытаний подтверждают реальность создания двигателя на ВПВ+ПБ-1. В КБЭМ были проведены предварительные оценки эффективности использования на II ступени ракеты 15А15 ЖРД, работающего на топливе ВПВ+ПБ-1, вместо ЖРД 15Д169, работающего на штатном топливе. Для сравнения была также проведена оценка эффективности использования на II ступени 15А15 ЖРД, работающих на топливах ВПВ+АлГ (АлГ — тиксотропная суспензия 40% алюминия (по весу) в гидразине) и АТ+АлГ+НДМГ (АлГ+НДМГ — тиксотропная суспензия 40% алюминия (по весу) в гидразине + несимметричный диметилгидразин, используемый для получения генераторного газа). Учитывая существующие на II ступени ракеты 15А15 ограничения диаметра выходного сечения сопла da =800 мм при оценках параметров ЖРД, работающих на различных топливах, da было принято 800 мм. При этом следует отметить, что эфективность топлива ВПВ+ПБ-1 повышается при увеличении степени расширения продуктов сгорания. Поэтому при оценках были определены параметры ЖРД и дальность полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени топлива ВПВ+ПБ-1 и для диаметра выходного сечения сопла больше 800 мм. Оценка изменения дальности полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени двигателей, работающих на различных топливах, вместо двигателя 15Д169 производилась с учетом эквивалентов изменения дальности, сообщенных из КБЮ. Оценку эффективности применения на II ступени ракеты 15А15 различных топлив целесообразно проводить по величинам прироста полезного груза. Из-за отсутствия в КБЭМ эквивалентов для определения изменения полезного груза ракеты 15А15 сравнение проводилось по приросту дальности стрельбы. По данным НИИТП увеличению дальности на 25% соответствует прирост полезного груза на ~ 40%. Предварительные основные параметры двигателей II ступени ракеты 15А15 на различных топливах и изменение дальности полета ракеты при использовании этих двигателей вместо ЖРД 15Д169 приведены в таблице 1. * При определении относительного (в %) прироста дальности стрельбы за номинальную принималась дальность 11000 км. ** Давление Рк=280 ата в камере сгорания двигателя на ВПВ+ПБ-1 достигается при давлении в газогенераторе, одинаковом с давлением в газогенераторе двигателя на штатном топливе при Рк=200 ата, из-за большей работоспособности продуктов разложения ВПВ. Как следует из данных, приведенных в таблице 1, максимальный прирост дальности стрельбы ракеты 15А15 может быть получен при использовании на II ступени ЖРД, работающей на топливе ВПВ+ПБ-1, вместо ЖРД 15Д169, работающего на штатном топливе. Учитывая ряд преимуществ, обусловленных использованием в качестве окислителя ВПВ: простота схемы по сравнению, например, с двигателем на топливе АТ+АлГ+НДМГ, однокомпонентный газогенератор, отсутствие забросов температуры и неравномерности температурного поля перед турбиной и др., — становится очевидной перспективность ЖРД верхних ступеней на топливе ВПВ+ПБ-1. Основной проблемой, от решения которой зависит возможность применения ЖРД, работающего на топливе с ВПВ в качестве окислителя, является необходимость повышения стабильности ВПВ в процессе хранения. Уменьшение концентрации ВПВ по времени хранения приводит к уменьшению дальности стрельбы и вызывает необходимость введения специального дыхательного устройства в баках ракеты, т.к. вьщеляющийся из-за разложения ВПВ кислород может приводить при длительном хранении к повышению давления. При годовом падении концентрации Н2О2 0,3%, принимаемом в настоящее время по экспериментальным данным для хранения ВПВ в емкостях из алюминия АД-1 в складских условиях при среднегодовой температуре 15°С, через 10 лет дальность полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени топлива ВПВ+ПБ-1 уменьшится на ~ 3,5%. С целью улучшения свойств ВПВ как компонента ЖРТ рядом организаций при участии КБЭМ ведутся работы по повышению стабильности ВПВ в процессе хранения. В соответствии с предварительными данными, полученными за последнее время при работе по совместной программе ГИПХ, КБЭМ и ИРЕА (Отчет о НИР «Исследование совместимости и стабилизирующего действия комплексообразующих соединений в контакте с ВПВ», Ленинград-Москва, 1972 г.), в интервале температур 90-100°С при оптимальной концентрации комплексообразующих соединений (нитрилтриметил-фосфоновой кислоты — НТФК и фосфицина), введенных для стабилизации в ВПВ, скорость термического распада 96-97% перекиси водорода снижается в 7-20 раз. Даже, если принять, что введение комплексоноз уменьшит скорость термического распада в 6 раз, т.е. годовая концентрации будет составлять ~0,05% при средней температуре 15°С, то через 10 лет хранения дальность стрельбы уменьшится всего на ~0,6%. Сейчас начаты исследования стабилизирующего действия НТФК и фосфицина при длительном хранении ВПВ в условиях нормальных температур. Таким образом, имеются реальные возможности уменьшения потерь концентрации ВПВ до величины, не оказывающей практического влияния на эффективность и эксплуатационные характеристики топлива. Представляют интерес данные, полученные в НИИ-25 по результатам хранения ВПВ-96 с начальной концентрацией ~ 97% в армейских емкостях РА-2МП, изготовленных из АД-1, объемом 2 м3, при температуре +5-+25°С. Результаты измерений концентрации ВПВ в процессе хранения приведены в таблице 2 (в %). Как видно из таблицы 2, наблюдается падение концентрации ВПВ на 0,3 до 9 месяца хранения и практически сохранение концентрации неизменной в течение следующих 18 месяцев хранения. Известно, что скорость падения концентрации ВПВ при хранении уменьшается с увеличением отношения объема емкости к контактирующей с ВПВ поверхностью. В связи с тем, что объем бака с ВПВ на II ступени 15А15 будет в несколько раз больше, чем объем армейских емкостей РА-2МП, то ожидаемое уменьшение концентрации ВПВ при хранении в баке ракеты будет меньше. По стабильности пентаборана проблем нет. Проблема, связанная с высокой токсичностью пентаборана, решается ампулизацией II ступени ракеты 15А15. Продукты сгорания пентаборана с ВПВ нетоксичны. Что касается возможности использования топлив на основе АлГ и, в частности АТ+АлГ+НДМГ, то помимо того, что при его применении на II ступени ракеты 15А15 получается в ~ 2 раза меньший выигрыш в дальности стрельбы по сравнению со случаем применения ВПВ+ПБ-1, есть еще ряд нерешенных проблем, как по возможности создания стабильной суспензии алюминия в гидразине (учитывая отсутствие положительных данных по длительному хранению АлГ), так и по конструкции двигателя, которые не дают возможности в настоящее время начать полноценную опытно-конструкторскую разработку двигателей. Какие либо данные, позволяющие определить пути и сроки разрешения этих проблем, практически отсутствуют. В связи с вышеизложенным КБЭМ считает, что на II ступени модификаций ракеты 15А15 целесообразно использовать ЖРД, работающие на топливе ВПВ+ПБ-1. И это наиболее реальный путь повышения эффективности следующего поколения боевых ракет. КБЭМ готово принять участие в проработках и предоставить Вам все необходимые данные. Главный конструктор ГЛУШКО Арх.№ 3146 (174-179) _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вт Янв 25, 2011 06:55 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo, спасибо за интересные материалы. Цитата: Научный совет по проблеме ЖРТ рассмотрел эти топлива и решением №33-69 от 20 октября 1969 г. признал перспективным топливо ПФХ+АГ и необходимым выполнение КБЭМ в 1970 г. аванпроекта варианта двигателя на этом топливе для комплекса Д9М, разрабатываемого по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам, используя результаты дополнительных экспериментальных работ в НИИ и КБ в 1970 г. по изучению свойств компонентов этого топлива. По результатам работы в конце 1970 г. можно будет принять окончательное решение о внедрении нового топлива в ракетную технику. Этим же решением Научного совета по ЖРТ использование топлива АТ+суспензия алюминия в гидразине в настоящее время не рекомендуется, но признано целесообразным завершить ведущиеся научно-исследовательские работы по этому топливу. Однако в книге "СКБ-385 КБМ ГРЦ" топливо пентафторид хлора-АГ-25 не упоминается вовсе, наоборот, неоднократно упоминаются работы по созданию комплексов на основе люминал-А+АТ. Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 10:33 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Эти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу hecata Зарегистрирован: 27.12.2009 Сообщения: 1080 Добавлено: Вт Янв 25, 2011 11:01 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- А до какого состояния дошли двигатели на пентафториде хлора? Есть какие-то книжки про это? Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 11:21 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- http://www.npoenergomash.ru/engines/ _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 11:29 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- http://www.dissercat.com/content/razrabotka-vysokoeffektivnykh-kislorodnykh-busternykh-tna-dlya-zhrd-novogo-pokoleniyaЦитата: 60. Радовский В.П., Трофимов В.Ф., Ромасенко E.H. и др.Аванпроект жидкостных ракетных двигателей 4Д75М и 4Д76М, Том 1, книга 2, НПО Энергомаш, 1970г. 61. Радовский В.П., Трофимов В.Ф., Ромасенко E.H. и др. Аванпроект жидкостных ракетных двигателей 4Д75М и 4Д76М на компонентах топлива ВПВ-1-АлГ. Том 1, книга 2, НПО Энергомаш, 1971г.


Серж: Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 11:33 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Не совсем люминал, но всё же: http://www.npoenergomash.ru/engines/ _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вт Янв 25, 2011 12:11 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): Эти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ. Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно. Вернуться к началу Tiger Зарегистрирован: 19.01.2005 Сообщения: 2914 Откуда: Химки Добавлено: Вт Янв 25, 2011 14:13 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Сорри за оффтоп: название темы, увиденное мельком, прочиталось как Людмила-Л Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 14:32 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- C-300 писал(а): Salo писал(а): Эти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ. Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно. У Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу hecata Зарегистрирован: 27.12.2009 Сообщения: 1080 Добавлено: Вт Янв 25, 2011 19:40 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): http://www.npoenergomash.ru/engines/ Что-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ. Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Янв 25, 2011 20:07 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Овчинка выделки явно не стоила. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу hecata Зарегистрирован: 27.12.2009 Сообщения: 1080 Добавлено: Вт Янв 25, 2011 20:57 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Пентаборан с перекисью тут смотрится получше, но эксплуатация ВПВ в МБР и оксиды бора в выхлопе не оставляют шансов... Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вт Янв 25, 2011 21:27 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- hecata писал(а): Что-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ. Он хорош как топливо для БРПЛ: мало того, что прибавка в уи, так ещё и нехилая прибавка в плотности (плотность топлива указывалась 1,38 для ПФХ+АГ-25 против 1,18 для АТ+НДМГ). Помните, какими мерами повышали плотность компоновки, вырабатывали прочноплотные принципы построения изделий? Всё для удешевления комплекса. А тут "задарма" можно повысить плотность, сменив топливо. Так что овчинка, видимо, выделки стоила. Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вт Янв 25, 2011 21:29 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Salo писал(а): У Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. Ясно. В общем, надо смотреть альтернативное мнение. Будем узнавать Вернуться к началу Salo Зарегистрирован: 18.02.2007 Сообщения: 25443 Откуда: Одесса Добавлено: Вт Мар 22, 2011 13:33 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- vadimir писал(а): Поступило предложение выложить скан книги Середа В.К. Воспоминание и думы. в виде as is Вот - скачать 9.9 мб Стр.184:Цитата: 6. ЛЮМИНАЛ (ТИКСОТРОПНОЕ ТОПЛИВО) До 1990г. был отработан экспериментальный двигатель С7.86.130В2 тягой 10 тонн на тиксотропном топливе «Люминал» (смесь 59% по массе гидразина, 40% алюминиевого порошка и 1% загустителя САКАП) по ТЗ ГРЦ им.Макеева. _________________ "Были когда-то и мы рысаками!" Вернуться к началу АниКей Зарегистрирован: 14.09.2008 Сообщения: 3349 Откуда: Пересвет Добавлено: Вт Мар 22, 2011 22:11 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- Цитата: Люминал-А: история освоения нового топливаhttp://horoshih-aleksander.narod.ru/luminal-a.html Одно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ. Двигатель не мыли и не чистили для экспозиции, только вырезали из ступени. Посетители пачкались остатками топлива (каждый норовил потрогать пальцем) , поэтому при переезде музея за территорию предприятия (в домик Королева в Пересвете) решено было оставить двигатель в закрытой экспозиции. По воспоминаниям испытателей, отработка была успешной Вернуться к началу C-300 Зарегистрирован: 03.08.2006 Сообщения: 1024 Откуда: Златоуст Добавлено: Вс Мар 27, 2011 01:05 Заголовок сообщения: -------------------------------------------------------------------------------- АниКей писал(а): Одно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ. АниКей, а фотографий не найдётся? Мы с Salo (да и остальные форумчане) будем очень признательны! Кстати, а возможности попросить испытателей рассказать о программе испытаний двигателей и камер сгорания на люминале-А нет? В честь 12 апреля



полная версия страницы