Форум » Все о ракетах, ЖРД и иных двигателях » Плазменный двигатель » Ответить

Плазменный двигатель

Юрий Н.: Плазменные двигатели нового поколения успешно начали штатную работу в космосе http://sdelanounas.ru/blogs/54272/ В октябре успешно начали штатную работу на орбите в составе космического аппарата разработки ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва" блоки коррекции на основе плазменных двигателей холловского типа нового поколения, которые были разработаны, испытаны и изготовлены специалистами ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша». Созданием плазменных двигателей руководил профессор Олег Анатольевич Горшков во время его работы в ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша», являясь руководителем подразделения-разработчика и главным конструктором изделия (в течение 9,5 лет с момента начала проекта и до изготовления летных комплектов двигателей, что совпало с его переходом на постоянную работу в МФТИ). Поздравляем коллектив разработчиков с успешным завершением многолетней ОКР —началом работы новых плазменных двигателей в космосе. Желаем дальнейших успехов в создании перспективных образцов космической техники.Плазменные двигатели холловского типа относятся к классу электромагнитных двигателей с внешним магнитным полем, в которых замкнутый дрейф электронов играет ключевую роль. В основе действия холловского двигателя лежит создание сильного электрического поля в плазме. Впервые идея о формировании заметного перепада потенциала в плазме была высказана советским физиком А.В. Жариновым в ходе исследований распределения потенциала по радиусу в цилиндрической магнитной ловушке с магнитными «пробками» при магнетронном способе создания плазмы, содержащей быстрые ионы. Позднее на базе этой идеи были разработаны две схемы холловских двигателей — двигатель с анодным слоем (предложен А.В. Жариновым) и стационарный плазменный двигатель (предложен А.И. Морозовым). Принято считать, что размер зоны ускорения в осевом направлении в стационарном плазменном двигателе больше, чем в двигателе с анодным слоем. Тем не менее, эти двигатели близки по принципу действия и достигаемым параметрам. С более подробным описанием результатов современных исследований проблем создания холловских двигателей можно ознакомиться в монографии «Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов» (О.А. Горшков, В.А, Муравлёв, А.А. Шагайда, под ред. академика РАН А.С. Коротеева. М.: Машиностроение, 2008). Россия занимала и занимает лидирующие позиции в области разработки холловских двигателей. В нашей стране накоплен уникальный опыт их практического применения (1971 год — первые летные испытания; 1982 год — начало штатного использования в космосе). Основная область использования таких двигателей — поддержание орбиты геостационарных спутников связи в направлениях «север-юг» и «запад-восток». С 2004 года российские холловские двигатели начали применяться на борту зарубежных космических аппаратов ведущих фирм США и Европы. В настоящее время 3 из 5 мировых лидеров по производству спутников (EADS Astrium (EU), Thales Alenia Space (EU) и Space Systems/Loral (USA)) используют холловские двигатели, сделанные в России.Таким образом, плазменные двигатели холловского типа — пример советской/российской технологии мирового уровня, активно использующейся не только в России, но и за рубежом.

Ответов - 13

Серж: Это любопытно, но обстановка в данный момент самая что-ни на есть удручающая, совсем не космическая

Юрий Н.: Ну она, по большому счету, всегда такая в капиталистической системе. Потому я всегда (задолго до кризиса вокруг Украины) и говорил, что политические задачи у меня (увы!) на первом месте. Но в то же время нельзя было и нельзя сейчас забывать о космосе. За ним будущее человечества. особенно после ликвидации капитализма. Писал три года назад об этом в своей газете: http://goscap.narod.ru/cosmos.html Но ... это все офф-топ. Давайте здесь по теме ветки.

Юрий Н.: Вот статья о плазменном двигателе в Википедии: Пла́зменный дви́гатель (также плазменный инжектор) — ракетный двигатель, рабочее тело которого приобретает ускорение, находясь в состоянии плазмы.[1] Существует множество типов плазменных двигателей. В настоящее время наиболее широкое распространение — в качестве двигателей для поддержания точек стояния геостационарных спутников связи — получили стационарные плазменные двигатели, идея которых была предложена А. И. Морозовым в 1960-х гг. Первые лётные испытания состоялись в 1972 г.[2] Плазменные двигатели не предназначены для вывода грузов на орбиту, и могут работать только в вакууме. Плазменные двигатели не следует путать с ионными. Принцип работы Нейтральный газ ксенон подается через металлический кольцевой анод с отверстиями в двустенную (кольцевую) керамическую газоразрядную камеру, на выходе которой установлен полый газоразрядный (работающий также на ксеноне) катод-компенсатор для эмиссии электронов. В керамической газоразрядной камере внутренний и наружный полюса электромагнита создают радиальное магнитное поле в несколько сотен Гаусс, нарастающее вдоль камеры и быстро спадающее за её пределами. Если между анодом и катодом-компенсатором приложить постоянное напряжение в несколько сотен Вольт, то в газоразрядном канале зажигается разряд и ксенон ионизируется, создавая плазму. Тяжёлые ионы ксенона ускоряются электрическим полем вдоль канала, почти не отклоняясь слабым магнитным полем, и набирают энергию несколько меньшую, чем приложенное напряжение. Электроны же, напротив, не могут свободно перемещаться вдоль канала, поскольку их ларморовский радиус очень мал. Впрочем, из-за коллективных процессов в плазме электроны всё же составляют небольшую часть разрядного тока. Основной же ток разряда переносят ионы ксенона. Поток ускоренных ионов, вылетающих из газоразрядной камеры, создаёт реактивную тягу двигателя. Вместе с ионами из плазменного двигателя уходит равный им по величине поток электронов из катода-компенсатора.[3] Схематическое устройство плазменного ускорителя: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Self-field_MPD_thruster-CGI_illustration.jpeg


Юрий Н.: Там же в Вики: Стационарный плазменный двигатель СПД — стационарный плазменный двигатель. Разработан в опытном конструкторском бюро «Факел» при научном сопровождении ИАЭ им. И.В.Курчатова, МАИ и НИИ ПМЭ. Идея создания СПД была предложена А. И. Морозовым в начале 60-х годов XX века. В 1968 году академиком А. П. Александровым и главным конструктором А. Г. Иосифьяном было принято историческое решение о создании корректирующей двигательной установки (КДУ) с СПД. Разработка первой КДУ и её интеграция в КА «Метеор» была выполнена в тесном содружестве групп ученых и специалистов Института атомной энергии им. И. В. Курчатова (Г.Тилинин), ОКБ «Факел» (К.Козубский), ОКБ «Заря» (Л.Новосёлов) и ВНИИЭМ (Ю.Рылов). В декабре 1971 г. двигательная установка с СПД — КДУ «Эол» успешно стартовала в космос в составе КА «Метеор». В феврале-июне 1972 г. были проведены первые включения и испытания, продемонстрировавшие работоспособность СПД в космосе и совместимость с КА на околоземных орбитах. Высота орбиты была поднята на 17 км. С 1995 года СПД используется в системах коррекции серии связных геостационарных КА типа «Галс», «Экспресс», «Экспресс-А», Экспресс-АМ, Sesat разработки НПО прикладной механики, а с 2003 года — в составе зарубежных геостационарных спутников типа Inmarsat, Intelsat-X, IPSTAR-II, Telstar-8 для решения задач приведения в «рабочую точку», стабилизации положения в этой точке, изменения «рабочей точки» в случае необходимости и увода с «рабочей точки» по окончании эксплуатации. К январю 2012 года на запущенных в космос аппаратах было установлено в общей сложности 352 двигателя СПД.[1] Технические характеристики[править | править вики-текст] Спецификой этого двигателя, как и других электроракетных двигателей, является значительно большая скорость истечения рабочего тела по сравнению с использовавшимися ранее химическими двигателями, позволяющая значительно уменьшить запасы рабочего тела, необходимые для решения названных выше задач. Его применение в составе геостационарных КА позволяет увеличить долю массы целевой аппаратуры и срок их активного существования до 12-15 лет. За счет этого значительно повышается эффективность КА. ОКБ «Факел» производит различные двигатели отличающиеся тягой, массогабаритными характеристиками, потребляемой мощностью для различных КА.[2] Модель Назначение Тяга, мН Мощность, кВт Удельный импульс, с Тяговый КПД, % Ресурс, ч Масса, кг Примеры КА[1] СПД-25 коррекция орбиты, манёвры, ориентация, стабилизация малоразмерных КА (массой ~100 кг) 7 0,1 800…1000 20 1500 0,3 СПД-35 ЭРДУ геостационарных КА малого класса 10 0,2 1200 30 2500 0,4 СПД-50 ЭРДУ малых космических аппаратов 20 0,2…0,6 до 1750 45 2500 1,4 Метеор 1-27, Космос-1066, Канопус-В СПД-60 ЭРДУ малых космических аппаратов 30 0,5 1300 37 2500 1,2 некоторые КА из серии Метеор СПД-70 ЭРДУ средних космических аппаратов 40 0,65 1450 48 3100 1,5 Экспресс-МД1, КазСат-2, … СПД-100 ЭРДУ различных космических аппаратов 83 1,35 1500 50 9000 3,5 Экспресс-АМ44, АМОС-5, … СПД-140 межорбитальная транспортировка, коррекции орбиты тяжелых геостационарных КА до 300 <7 <2000 >55 10000 7,5 СПД-200 довыведение КА с высокоэллиптической стартовой орбиты на геостационарную в составе разгонного блока на основе ЭРДУ мощностью 10…15 кВт до 500 3-15 2500 до 60 18000 15 СПД-290 коррекция орбиты КА, маршевые и транспортные задачи КА с высокой энерговооруженностью до 1500 5-30 3300 до 65 27000 23 СПД-2300 многорежимный двигатель, довыведение с низкой опорной орбиты на геостационарную и стабилизации положения геостационарных ИСЗ 98 2,3 2500-3000 65 7000 3,5 PPS-1350 воспроизведенная в Европе компанией Snecma Moteurs технология SPT-100 в рамках соглашения между ОКБ «ФАКЕЛ» и Snecma Moteurs 84 1,5 1668 46 7000 3,5 SMART-1

Юрий Н.: Таблицу как правильно вставить не знаю - получилась абракадабра. Но интересующиеся всегда могут заглянуть на страницу в Вики.

samvlamix: Таблицу как правильно вставить не знаю - получилась абракадабра Можно и фото в виде таблицы сделать, и разместить её.

Юрий Н.: samvlamix пишет: Можно и фото в виде таблицы сделать, и разместить её. В смысле наоборот? Таблицу в виде фото? Но я все равно не знаю как.

GT-Neon: Да уж, что два года назад, что сейчас - одно и тоже ! "Серж " всё так же "мечтает" начать космический бизнес, а сам даже ни одной маленькой ракетки на карамели не запустил .. Мда...

GT-Neon: Был бы ты нормальный мужик - давно бы уже скооперировался с кем-либо и запустил чего .

GT-Neon: Вот нашел себе коллегу в своем городе , вместе с ним лепим " аппарат " . А ты бы озолотился уже давно, Серж , если реально занимался делом .

GT-Neon: Вот нашел себе коллегу в своем городе , вместе с ним лепим " аппарат " . А ты бы озолотился уже давно, Серж , если реально занимался делом .

Серж: война поломала все планы, особенно по финансам, работаю по ночам. но ракеты я делаю, не боись, если обстановка не усугубится, полетаем, но боюсь, что война будет усиливаться и дальше.

Серж: озолотиться на мелочевке не возможно, а на крупное нужно очень сильно дорасти



полная версия страницы