Форум » Новости космонавтики » Совет по «Ангаре» в Плесецке » Ответить

Совет по «Ангаре» в Плесецке

Серж: Совет по «Ангаре» в Плесецке И.Маринин «Новости космонавтики» Президиум Совета главных конструкторов КРК «Ангара» Доклад о состоянии дел на строительстве 26 и 27 февраля на космодроме Плесецк под сопредседательством генерального директора ГКНПЦ имени М.В.Хруничева В.Е.Нестерова и начальника вооружения – заместителя командующего Космическими войсками РФ генерал-лейтенанта А.П.Лопатина прошло важное мероприятие по созданию космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара»: Совет главных конструкторов предприятий – участников проекта. Инициаторами проведения совета на космодроме, где строится стартовый комплекс, были заказчики – Космические войска России и генеральный подрядчик проекта – ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Более шестидесяти главных и генеральных конструкторов, директоров различных предприятий и их заместителей были доставлены на аэродром «Перо» северного космодрома самолетом Центра Як-42Д «Карат». Сразу же после обеда вся делегация направилась на 35-ю площадку космодрома, где идет строительство универсального стартового комплекса для всех типов ракет серии «Ангара». О состоянии строительства, проблемах, с которыми приходится сталкиваться в его ходе, доложили начальник космодрома генерал-лейтенант А.А.Башлаков, его заместители, руководители ФГУП «Спецстрой – «Нагорный» при Спецстрое России» (строитель сооружений). Члены Совета главных осмотрели стартовое сооружение (№1). Работа кипела, стучали отбойные молотки, жужжали компрессоры. Бетонное сооружение стартового комплекса готовилось для монтажа и установки на него изготовленного в Северодвинске на предприятии «Звездочка» стартового стола. Напомним, что стол сварен из металла и состоит из 16 секций массой от 38 до 51 тонны, которые предстоит собрать в укрупненные блоки вблизи стартового сооружения с помощью кранов и опустить на предназначенное место над газоотводом. Масса наибольшего укрупненного блока – 400 тонн. Такелажная оснастка для сборки стола должна быть изготовлена и испытана в заводских условиях. По оглашенному графику, стартовый стол предстоит смонтировать и установить на место до 15 июля этого года. Сооружение № 1. Стартовый стол Присутствующие могли наблюдать бурение шурфов различного диаметра и глубины, куда закачивался бетон для укрепления фундамента газоотвода. Всего необходимо сделать около 1000 таких скважин. На сегодня оставалось пробурить и залить около 100. Ведутся работы по усилению стен и днища газоходов по технической документации 31-го Государственного проектного института специального строительства МО. Усиление стало необходимым, так как бетонное сооружение старта создавалось под более легкий и менее мощный носитель «Зенит». Тяжелая «Ангара» будет существенно превосходить последний по стартовой массе и мощности двигателей. Только для гашения пламени во время старта вместо 120 м3 воды понадобится 150 кубов. Для размещения двух емкостей по 15 кубов были сооружены дополнительные пристройки. Глубина газохода – 23 метра. В этот день велись работы по подготовке к обшивке его стальными защитными плитами. Проблема в том, что пока нет ясности, в какой мере можно использовать старые плиты. Не проведена их дефектоскопия и испытания на морозостойкость. Соответственно, еще нет техдокументации на крепление этих плит. А по графику с этим должны были определиться до конца февраля. Бурение шурфов и заливка их бетоном в газоотводном лотке Отметим одну интересную особенность старта – отсутствие башни обслуживания. Традиционный для разработок КБ ТМ «безлюдный» старт предполагает вывоз ракеты, ее установку на стартовый стол и предстартовую подготовку в автоматическом режиме практически без вмешательства людей. Более того, кабельно-заправочная башня (КЗБ) будет стационарной и будет находиться над газоотводным лотком неподалеку от стоящей на старте ракеты. После установки ракеты специальные захваты КЗБ обнимут ее, благодаря чему автоматически присоединятся все магистрали и электроразъемы. После обслуживания и заправки захваты будут отведены, но сама башня останется на месте. Фундамент для нее должен быть отлит в этом году. Не решен пока вопрос, можно ли отливать фундамент до установки стартового стола, так как он может быть поврежден краном. В настоящее время идет выбор предприятия – изготовителя КЗБ. Кандидаты: северодвинская «Звездочка» или два завода в Омске (два – потому что оборудование не позволяет все работы произвести на одном заводе). После осмотра первого сооружения члены Совета спустились в сооружение №3 – командный пункт – бункер, откуда будет осуществляться предстартовая подготовка. Здесь будут созданы рабочие места по управлению всем технологическим процессом. На шести подземных этажах расположились залы для аппаратуры и персонала. Благодаря недавно запущенной газовой котельной здесь уже тепло и светло. И не только здесь, но и еще в шести сооружениях. (К следующему отопительному сезону все 100% сооружений будут обеспечены теплом.) Сооружение № 3. Командный пункт Начались отделочно-планировочные работы. В ближайшее время будут готовиться фундаменты под оборудование, устройство кабельных каналов, должен быть завершен монтаж отопления, водопровода и канализации блоков 1А и 1Д. (Это две из четырех отдельно стоящих вокруг стартового комплекса пристроек. В них будет размещено техническое оборудование. Например, в пристройке Г – система охлаждения газоходов.) Затем члены Совета посетили сооружение №4 – энергетический комплекс. Здесь расположено вспомогательное техническое оборудование с системами электро- и газоснабжения – все, что будет обеспечивать работу командного пункта. Центральная распределительная электроподстанция поразила степенью своей готовности. Оборудование, изготовленное на предприятии «Электрощит» в Самаре, стояло на своих местах. Светились индикаторы, шла наладка оборудования. Резервуар для кислорода РСК-1400 Затем члены Совета осмотрели расположенную немного в стороне площадку с сооружениями заправки жидким кислородом и обеспечения азотом. Потряс своими внушительными размерами резервуар для жидкого кислорода РСК-1400, оставшийся еще с «зенитовских» времен. Неподалеку лежали части его наружного термозащитного кожуха и лепестки еще не смонтированного резервуара для азота. Все это, а также насосы, подземные каналы и трубопроводы – заимствованное оборудование от «зенитовского» комплекса. Участники Совета обсудили на месте проблемы по окончательному монтажу, очистке и антикоррозионному покрытию кислородного резервуара, а также по монтажу азотного резервуара. Где будет производиться кислород и азот – пока не решено. Возможно, будет «реанимирован» находящийся неподалеку недостроенный завод. После этого члены Совета осмотрели техническую позицию на 41-й площадке, где расположен монтажно-испытательный корпус. Начальник 2-го Центра космодрома (подготовка и запуск РН среднего класса «Союз» и «Молния», в будущем – средних и тяжелых РН «Ангара») полковник Н.Н.Нестечук рассказал, что сейчас здесь проводится предстартовая подготовка некоторых военных аппаратов производства «ЦСКБ-Прогресс». В дальнейшем будут расширены входные ворота, что позволит проводить полную сборку ракет-носителей «Ангара» всех типов и разгонного блока «Бриз». Все рабочие места по обслуживанию аппаратов, а также малая и большая вакуумные камеры будут перенесены на другие площадки. Николай Николаевич сказал, что его подчиненные уже сейчас принимают участие в строительстве комплекса и вводе систем в эксплуатацию. Один из залов энергетического комплекса На следующий день, 27 февраля, в Гарнизонном доме офицеров с раннего утра собрались все члены Совета главных. Во вступительном слове В.Е.Нестеров отметил: «…Я надеюсь, что, осмотрев объекты на космодроме Плесецк, все начинают понимать, что пора засучить рукава и изо всех сил начинать работать по созданию КРК «Ангара». Надеюсь, что все понимают ту ответственность, которая возложена на нас руководством страны в части создания ракетного комплекса, и не надо напоминать, что он значит для России, для обороноспособности страны. Поэтому работаем с вами четко, конкретно, без лишней демагогии, и я очень вас прошу, не стесняясь, без обиняков, если есть нелицеприятные вещи – все высказывать…» Затем в течение почти трех часов шли горячие обсуждения всех проблем. После завершения заседания В.Е.Нестеров сообщил, что это первый Совет главных в текущем году. «В дальнейшем он будет проходить ежеквартально. Сегодня мы сюда, на космодром, пригласили всех разработчиков основных систем, чтобы они лично убедились, насколько сильно продвинулось строительство наземного комплекса, и тем самым прониклись сознанием необходимости максимально серьезно и максимально организованно продолжить работы по созданию комплекса «Ангара». На Совете мы подвели некоторую черту под уже проделанными работами, наметили ряд мероприятий с ускорением работ, с «расшивкой» нерешенных вопросов, с тем, что каждый из смежников должен не только следить за собственными работами, но и за работой своих соисполнителей. Мне кажется, что данный Совет наглядно показал необходимость ускорения работ по комплексу, чтобы обеспечить обещанные правительству сроки начала летных испытаний. По ним летные испытания «Ангары» легкого класса должны быть начаты в 2010 г., тяжелого – в 2011 г.». Площадка 41. Техническая позиция РКН «Ангара» снаружи и изнутри. Ворота МИКа предстоит расширить По словам гендиректора ГКНПЦ, основная проблема на сегодня – добиться своевременной разработки конструкторской документации на стартовый комплекс, на технический комплекс, с тем чтобы она вовремя попала на заводы и они вовремя смогли изготовить то, что нужно для ввода его в эксплуатацию. «Разработка ракеты-носителя идет в соответствии с графиком, – добавил он. – Естественно, создание такого комплекса не может проходить без сложностей, но работа над двигателями всех трех ступеней, системой управления, системой измерений проводится в соответствии с графиком. Есть трудности, но они понятны, и они преодолеваются. У нас есть твердая уверенность, что мы решим все задачи в установленные сроки». Владимир Евгеньевич не стал называть суммы ежегодного финансирования, так как оно идет по линии Министерства обороны, но отметил, что средства поступают своевременно и в полном объеме. «Авансирование работ этого года тоже прошло, и сейчас оно распределяется между предприятиями. Работы не останавливаются. В настоящее время мы от графика не отстаем, несмотря на некоторые сложные моменты». На вопрос, где будет производиться «Ангара», главный конструктор ракетного комплекса Г.Б.Клейменов ответил, что ему было бы удобнее руководить ее производством, если бы оно осуществлялось в Центре Хруничева. Но Москва – город дорогой: дорогая земля, дорогое содержание цехов, к тому же дефицит квалифицированных рабочих кадров, в том числе на заводе Центра. «Поэтому, – сказал он, – прежние мощности, когда делали по 20 «Протонов» в год, – недостижимы. Поэтому мы рассматриваем возможности производства универсальных ракетных модулей на каких-то родственных предприятиях. Недавно я был в Омске и рассматривал возможности [заводов]. Они раньше делали ракеты, сейчас делают самолеты и космические аппараты. Там есть КБ и квалифицированные кадры, оборудованные цеха. Сейчас по договору с нами они изготавливают узлы и агрегаты под «Протон-М» и РБ «Бриз». С 2007 г. будут изготавливать узлы, агрегаты и сухие отсеки РН «Ангара». Все это будет поступать к нам на завод, где и будет происходить окончательная сборка. В перспективе есть мысль передать им изготовление универсальных ракетных модулей целиком, но предварительно надо вложить определенные средства в оснастку и подготовку производства, так как у них немного другая технология производства баков и другой порядок испытаний». На Совете главных конструкторов Геннадий Борисович отметил, что испытания стартового комплекса, скорее всего, будут проводиться с реальными летными ракетами-носителями. На вопрос, на какой стадии находится разработка РН, главный конструктор комплекса ответил: «Разработка идет по графику. На сегодня еще не завершены опытно-конструкторские работы. Центр Хруничева проводит испытания лабораторно-стендовых изделий – баков, агрегатов, двигателей. Это статические, динамические, огневые испытания. Ближайшая веха – изготовление в 2007 г. и проведение в 2008 г. в Пересвете огневых испытаний двигателей третьей и первой ступеней». Г.Б.Клейменов обратил внимание, что создание КРК «Ангара» – инвестиционно-умеренный проект, то есть можно было бы создать все за два-три года, но это потребовало бы огромных капитальных вложений на закупку и изготовление оборудования. Между тем финансирование жестко распределено по годам, поэтому ускорить работы можно было бы только перераспределив неизменную общую сумму, выделив бо’льшие средства сейчас, чтобы можно было раньше сделать заказы. «Но этого нет, и мы вынуждены работать в рамках выделенных на год средств», – пояснил он. Генеральный директор ГКНПЦ имени В.М.Хруничева В.Е.Нестеров Г.Б.Клейменов также рассказал, что на Совете главных серьезно обсуждался вопрос улучшения энергомассовых характеристик ракеты. Это актуально, поскольку мировая тенденция к утяжелению КА – налицо, а географическое положение Плесецка существенно снижает грузоподъемность ракеты. Создавая ракету на 30–40 лет, уже сейчас нужно заложить возможности увеличения ее мощности. Первый этап – использование РБ «Бриз», который уже летает с обоими «Протонами». «Кроме того, мы работаем над оптимизацией веса конструкции, траектории выведения, форсированием двигателей, снижением трудоемкости и стоимости изготовления ракеты. На следующем этапе мы, возможно, создадим для «Ангары» кислородно-водородный разгонный блок – более мощный, чем разработанный нами для индийской ракеты-носителя GSLV. Его использование позволит превзойти грузоподъемность «Ариана-5», запускаемого с экватора, даже при запуске «Ангары»* с Плесецка. Но это задача после 2013 г.». В итоге Совет главных конструкторов подтвердил график создания комплекса «Ангара», предусматривающий начало летных испытаний (т.е. отправку легкой «Ангары» с завода в Плесецк) в IV квартале 2010 г., ее пуск в I квартале 2011 г. и пуск тяжелой «Ангары» в конце того же года. Главный конструктор КРК «Ангара» Г.Б.Клейменов Было отмечено, что работы 2006 г. выполнены полностью и отставания от принятого графика нет. Кроме того, Совет одобрил направления работ, предложенные Центром Хруничева для увеличения грузоподъемности РН «Ангара». В тот же день в 15 часов под председательством командующего Космическими войсками РФ генерал-полковника В.А.Поповкина собралась рабочая группа Межведомственной миссии. Это был второй сбор группы – первый прошел 1 февраля. «На заседании группы, – сказал командующий, – мы пытались разрешить возникающие проблемы, чтобы стройными рядами дальше двигаться вперед. Наша страна давно не создавала таких сложных систем, наверно с проекта «Энергия-Буран». В проекте участвует очень много организаций разной ведомственной принадлежности. И наша рабочая группа создана для решения всех проблем на межведомственном уровне. Все проблемы, которые на сегодня были, мы решили». Владимир Александрович отметил, что Министерство обороны сейчас больше волнует тяжелая «Ангара», способная выводить на геостационар 3.5–4 т, так как сейчас полным ходом идет модернизация парка космических аппаратов военного назначения, и эта модернизация напрямую увязана с созданием семейства ракет «Ангара». «Если мы не создадим «Ангару» к 2011 г., то будем вынуждены создавать рабочие комплексы по подготовке КА к запуску на Байконуре, а через два-три года то же самое делать здесь, а это двойные затраты». Самая главная проблема, которая обсуждалась в этот день на рабочей группе, – это увязка по срокам строительных работ с разработкой и созданием технологического оборудования. «Это очень тонкая вещь, так как строителям нельзя сильно вырываться вперед, но нельзя и отстать. И сегодня как раз шла речь о координации строительных работ, отделки помещений со сроками поставок технологического оборудования, монтажа, наладки, автономных испытаний оборудования. И все это по каждому сооружению, по стартовому и техническому комплексам». Технические проблемы по разработке технологического оборудования, по ракете-носителю, конечно, есть, но все они разрешимы. В завершение Владимир Поповкин сказал, что теперь заседание рабочей группы будет проходить ежемесячно. Следующий раз это будет в Москве, в КБ ТМ, которое является основным разработчиком всего оборудования стартового и технического комплексов. Имеется очень много проблемных вопросов, так как значительная часть оборудования заимствована от старого комплекса «Зенит».

Ответов - 0



полная версия страницы